МАСТЕР |
Среди разнообразных украшений, появившихся в здании аппарата управления в канун Нового года, большая снеговая скульптура с логотипом АК «Транснефть» перед центральным входом, несомненно, стала главным смысловым центром. Она привлекала внимание и масштабами, и символикой, и необычностью – здание аппарата управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод» не украшалось снеговой скульптурой еще никогда.
|
|
А. Б. Сухоносов – автор снежной композиции у здания ОАО «Верхневолжскнефтепровод» |
|
Мастер, который создал скульптуру, – Андрей Борисович Сухоносов, ведущий инженер отдела охраны труда ОАО «Верхневолжскнефтепровод».
У А. Б. Сухоносова много увлечений, которыми он занимается в свободное время.
Андрей Борисович не только ваятель. Основное его увлечение – живопись. В изобразительном искусстве он достиг почти профессиональных успехов. Его картины, в частности, украшают офисные здания многих предприятий компании АК «Транснефть».
Рассказывает А. Б. Сухоносов.
– …Родом я из Пензы. Еще когда я был ребенком, мои родители переехали в Казахстан. Там, в Казахстане, я окончил среднюю школу. После школы поехал в Москву поступать в институт, но, поступив, принял решение сначала пойти в армию. Закончив службу, в Москву я не вернулся. Захотелось романтики, и я принял предложение, которое оказалось созвучно моим романтическим мечтам. Уехал на Север добывать нефть. Двадцать один год – с 1989 года – я жил и работал в Ханты-Мансийском округе, в городе Покачи. Год назад приехал в Нижний Новгород. Мне нравится Нижний. Старинный город. Живописный. Красивый.
– Как и когда вы почувствовали интерес к живописи?
– Интерес к живописи мне привил отец. Он не был профессиональным художником, но рисовал очень хорошо. Он научил меня и основам живописной техники.
– Принято считать, что у каждого художника есть какая-то своя излюбленная техника. Какую технику чаще всего используете вы?
– Долгое время я увлекался гладкописью. Суть этой техники заключается в том, что темперная краска накладывается художником на холст в несколько слоев – их может быть до двадцати. Затем картина покрывается лаком. Гладкопись дает необыкновенный эффект: высвечиваются все ниже лежащие слои краски, и при разном освещении оттенки цвета на таких картинах разные. На практике это значит, что нарисованные мной закаты и восходы в разное время суток смотрелись абсолютно по-разному. Выполненная в технике гладкописи работа – это, конечно, и красиво, и классно, и здорово. Все такую работу всегда внимательно рассматривают, спрашивают, как это сделано, восхищаются. Но техника эта очень кропотливая, требует большого времени, потому что скрупулезно выписываются малейшие детали. В определенный момент я оставил гладкопись и сейчас пишу масляной краской.
– В каких жанрах вы пишете?
– Мой любимый жанр – пейзаж. Особенно люблю писать рассвет, закат, северную природу. Есть у меня и иконописные работы.
|
Икона, написанная А. Б. Сухоносовым |
|
– Вы пишете иконы? Расскажите, пожалуйста, как вошло в вашу жизнь это увлечение…
– Все началось еще в начале 1990-х годов. Однажды ко мне обратилась пожилая родственница. У нее была старая, плохо сохранившаяся иконка. Эта родственница и попросила меня восстановить или продублировать дорогой для нее образ. Я сделал копию. Родственница отнесла новую икону в церковь. Ее освятили, но спросили, кто автор работы. Так и возникла в моей жизни эта линия. В те годы мне потом не раз делали заказы разные сибирские церкви. Не все, что я написал тогда, было принято. Я же практически ничего не знал об иконописи.
– Почему ваши работы не принимались?
– Иконопись требует знания многих тонкостей. Во-первых, само изображение всегда пишется по образцу. Во-вторых, технология производства иконы особенная. Основа под икону склеивается из древесных брусков, которые складываются по направлению волокон таким образом, чтобы, когда икона будет высыхать, поверхность иконы не гнулась. Потом наклеивают специальный материал, на который наносятся краски. В идеале (и по церковным правилам) краски должны быть природными, а не химическими. Этого условия я выполнить в те годы никак не мог. Время было такое, что и кисточки-то не всегда можно было найти. Это сейчас всего полно. А тогда что было, – какие кисти и какие краски, – то и использовал.
– Говорят, в Сибири вы известный живописец…
– Выставки моих работ устраивались в Сибири, в Казахстане. Мои картины есть у частных лиц в Нижневартовске, Тюмени, Сургуте, Томске, Пензе, Уфе, Нижнем Новгороде, Москве, есть даже за рубежом. Насколько я понимаю, люди узнают о моих картинах друг от друга и рекомендуют меня друг другу как художника.
– Что должно произойти, какая искра должна вспыхнуть, чтобы вам захотелось написать картину?
– Бывает, видишь что-то и чувствуешь: вот оно, то, что волнует, что хочется перенести на картину. Это движение души – главное. В зависимости от того, есть душа в картине или нет, работа получается хорошая или плохая. Иногда приходишь на выставку и видишь: все на картине безупречно, техника есть, рука у художника набита. Но твое сердце не екает: бросил взгляд – и дальше пошел. А возле иной работы встанешь – и сердце заиграло. Сразу понимаешь: в эту работу человек душу вложил. Сейчас для меня создание картины – это не вопрос желания или вдохновения; это вопрос времени: есть оно или нет. Живописи я посвящаю несколько часов в выходные дни. Больше просто нет возможности.
– Теперь по поводу новогодней скульптуры, которую вы построили из снега. Эта скульптура – ваша идея?
– Идея построить что-то из снега к празднику перед зданием возникла у руководства. На предприятии ведь работает немало выходцев с Севера, а там принято перед новогодним праздником строить снежные скульптуры. Практически все организации готовят какие-то фигуры – кто Деда Мороза, кто Снегурочку... Ко мне обратились. Я согласился попробовать. Учитывая, что с первого января у компании поменялся логотип – теперь это птица с триколором, ставшая эмблемой АК «Транснефть», – идея построить скульптуру с этим логотипом была актуальной.
– А почему обратились к вам?
– В Сибири я немного занимался снежной скульптурой.
– Расскажите, пожалуйста, о технологии…
– Технология давно отработана. Ставится короб. Заполняется снегом. При заполнении время от времени снег утрамбовывается, прессуется. По окончании заполнения снег в коробе выдерживается как минимум в течение недели. Поливать ничем нельзя. Если поливать, работать со снегом потом будет невозможно. Есть, правда, скульптуры из льда. Но при их изготовлении используется совсем другая технология. Ледяные скульптуры выпиливаются и сглаживаются специальными нагревательными элементами. Снег же просто режется. Инструменты для снежной скульптуры – лопата, топор, нож и скребки для сглаживания неровностей. Готовая фигура потом красится красками на водной основе.
Скажу честно: из-за погоды цель была достигнута не совсем та, какая ставилась. Чтобы снежная скульптура получилась хорошо, должен был быть мороз – хотя бы минимальный. Если бы был мороз, контуры, линии, объемы были бы более четкими. От теплой погоды все подтаяло и поменяло форму.
– Во время работы вы были в шапке Деда Мороза. Это тоже традиция? Или ваша личная импровизация для хорошего настроения сотрудников?
– Это тоже традиция, привезенная из Сибири. Там, когда я работал над снежными скульптурами, всегда надевал колпак Деда Мороза.
– Вы, похоже, не можете без творчества. Я права?
– Жалко, если время уходит не на что. Надо жить с пользой и удовольствием. Чередовать полезное с приятным. По-моему, так.
Мария Пылаева