ВЕТЕРАН ШЕСТАКОВ |
Воспоминания Николая Семеновича Шестакова, ветерана ОАО «Верхневолжскнефтепровод». |
|
– На ЛПДС «Староликеево» я начал работать в 1964 году слесарем резервуарного парка.
К моменту поступления на работу у меня было среднее техническое образование.
За два года был машинистом, старшим машинистом, механиком резервуарного парка и насосной станции.
Когда я начинал работать, на ЛПДС « Староликеево» пускали вторую очередь станции, и я участвовал во всех наладках.
«Нефтяному разуму» меня учили Иван Иванович Рогожин, в тот момент начальник ЛПДС, и его супруга Зинаида Александровна.
Поступила на работу на ЛПДС «Староликеево» и моя супруга. Она устроилась оператором товарным.
Так как квартиры в Кстове у меня еще не было, Николай Павлович Ливкин, начальник Горьковского районного управления, предложил: «Поезжай старшим инженером в Филино. Там есть квартира». НПС «Филино» была в тот момент в стадии строительства.
Я согласился и поехал. Начал работать в должности главного инженера, а жена устроилась оператором щита КИП и автоматики.
Люди на станции работали все новые, до прихода на «Филино» никто в нефтепроводной отрасли не работал, поэтому все прошли обучение – инженеры КИП, электрики, механики.
Через два года А. В. Костин, в то время начальник НПС, уехал на работу в другое предприятие отрасли, и начальником НПС «Филино» назначили меня. Поскольку станция была полностью построена при мне, отделывалась при мне, запускалась при мне, я знал НПС «Филино» от «а» до «я», я согласился.
На станции «Филино» я работал с 1966 по 1970 год.
В самом конце 1960-ых годов начала строиться станция «Залесье». Меня вызвали в Ярославское районное нефтепроводное управление. Дословно не помню, что мне сказали, но смысл могу воспроизвести точно: «Станция «Филино», мол, пока не работает. Порядок вы там навели. Первое место по трассе заняли. Надо начинать новое дело». И с напутствием: «Поезжай в «Залесье», забивай первый кол, начинай принимать и готовить персонал», – я поехал в Ивановскую область.
Начали строить новую станцию. Подготовили людей. Пустили НПС в эксплуатацию.
Были, конечно, и трудности. Например, при станции надо было строить поселок, причем с дополнительными по отношению к имеющемуся плану зданиями – двухэтажным восьми квартирным домом, детским садом, магазином. Через Ивановский облисполком добился разрешения на эти дополнительные здания.
Примерно в этот же период началось строительство нефтепровода «Ярославль – Москва». Не скрою: у меня появилось желание поехать в Москву. Я подумал, что нужно попытаться воспользоваться открывающейся возможностью.
На трассе, тогда как раз был нужен начальник аварийной линейно-технической службы. Мне предложили эту должность. Жена осталась в Залесье, а я приехал в Лобково. Там я работал месяцев 7-8. Организовал аварийный пункт. Наладил дело.
К сожалению, в Москве ничего не получилось с жильем. А тут как раз мне предложили поехать в Северное (Ухтинское) районное управление – там начинали строиться НПС «Погорелово» и НПС «Грязовец», – и я согласился.
Жена переехала в Погорелово вместе со мной и стала работать в той же должности, что работала прежде – оператор щита КИП и автоматики.
Мне предложили переехать в Грязовец и курировать обе станции – НПС «Погорелово» и ЛПДС «Грязовец».
Переехали в Грязовец. НПС «Грязовец» – это первая на трубопроводе блочно-комплексная станция, построенная чехословацкими специалистами по чехословацкой разработке. В строительстве и монтаже станции участвовали девять чехословацких специалистов. Общее руководство работами осуществлял я.
Параллельно стал набирать инженеров для работы на НПС. Специалистов нефтяной отрасли взять на работу было негде. Пришлось набирать газовиков – в том районе действовал мощный газопровод, шли три газовых нитки, и на этом газопроводе была мощная линейно-эксплуатационная служба. Взяли специалистов оттуда и переучили.
Некоторое время спустя в Ухтинском районном управлении производство было оптимизировано, и на трубопроводе от Ухты до «Грязовца» оказалось всего два пролета. Мне как начальнику ЛПДС «Грязовец» попало в оперативное наблюдение и обслуживание почти 1000 километров трубы.
На ЛПДС «Грязовец» я отработал с 1975 по 1979 год.
А когда начал строиться нефтепровод «Сургут – Полоцк» и специалисты потребовались там, когда мы закончили и сдали приемной комиссии станцию «Грязовец», я переводом устроился в Марийское районное управление.
Мы переехали в Йошкар-Олу. Жена несколько месяцев работала секретарем, потом устроилась работать на БПО. Меня назначили старшим инженером отдела эксплуатации. Но в кабинете в Йошкар-Оле я просидел недолго. Как только начали строиться НПС «Мелковка» и «Макарьево», в тот момент вместе называвшиеся «ЛПДС «Йошкар-Ола», меня назначили начальником этой ЛПДС, и с напутствием «ты должен поправить дело» я отправился туда.
Однажды приехал в Кстово и встретил Ивана Ивановича Рогожина, в тот момент начальника ГРНУ. «У меня, – сказал мне Иван Иванович, – на трассе продуктопровода «Кстово – Рязань» нет начальника». Очень просил выручить.
Я посоветовался с женой. Она уже к тому моменту ушла на пенсию. И согласился. Четыре последних года перед пенсией я работал в Рязанском районном управлении на нефтепродуктопроводе.
Ни о чем, что было в моей жизни, я не жалею. Если бы можно было, я повторил бы свою жизнь еще раз – такой, какая она сложилась.
Я мягкий человек. Не люблю спорить или ругаться. Я сразу предупреждал работников, которыми руководил: «Первый раз я говорю спокойно, второй раз серьезно. Третьего разговора не будет. Уволю. Никто не упросит оставить провинившегося – ни знакомые, ни друзья».
Так и было.
За пьянку выгонял не с третьего, а со второго раза. Очень уж серьезный у нас объект. Никакой халатности не допускает.
Мне есть что вспомнить. «Филино», «Залесье», «Погорелово», «Грязовец» я строил «с нуля».
Строить новые станции – это ни с чем не сравнить!
Пуск станции – самое сильное впечатление в моей жизни. Когда станция пущена в эксплуатацию, выйдешь, бывало, посмотришь и говоришь себе – я нужен государству!
Много сил, бывало, отдаешь работе: ночи не спишь, иной раз не доедаешь, дома не бываешь неделями. А потом все взвесишь – все равно счастье! Много в жизни удалось сделать.
В «нефтянке» я проработал 28 лет.
И сегодня я опять выбрал бы профессию нефтепроводчика.